Как замечательно бывает, когда ребенок, проявив способности к какой-либо деятельности, стал в ней развиваться и в будущем – это стало его любимой профессией! А как быть, если дети к возрасту старшего школьника так и не смогли определиться с тем, каким бы делом они хотели заниматься в жизни? Соответственно, назревает проблема в выборе высшего учебного заведения и специальности.
Когда заниматься с детьми по курсу профориентация? Этот вопрос задают многие родители, а также и классные руководители. Бытует мнение, что это необходимо делать лишь в старших классах. Но это не так. Уже с малого, дошкольного возраста нужно наблюдать за интересами, увлечениями своего ребенка, развивать способности, которые у него более ярко выражены. Известно, что ролевая игра – это способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков, а в дошкольном возрасте ролевая игра – это ведущий род деятельности. Поэтому ролевой игре в этом возрасте стоит уделить большое внимание. В младшем школьном возрасте уже стоит рассказывать детям, какие существуют профессии. Возможно, это реализация круглых столов, игр, докладов детьми о мире профессий и т.д. В среднем же звене школьник должен выявить свои сильные и слабые стороны, чтобы понять свой внутренний мир, сопоставить профессиональные интересы и профессиональные возможности. На этом же этапе можно организовывать экскурсии по предприятиям, учреждениям, организовывать встречи с представителями разных профессий, привлекать родителей, которые, в свою очередь, тоже могут рассказать о своей профессии и всей специфике работы. К концу 9 класса учащиеся должны уже знать, кем они хотят стать в будущем. Ну и в старшем звене ребята уже должны нарабатывать базу знаний для поступления в тот или иной ВУЗ.
Являясь классным руководителем 6Б класса, стараюсь уже сейчас погружать своих ребят в мир профессий. Совместно с родителями мы стараемся помочь детям в выборе будущей профессии уже сейчас. По решению родительского состава, мы начали организовывать круглый стол, посвященный профориентации. Раз в четверть, на этом мероприятии выступают как дети, так и родители. Дети повествуют со своей точки зрения, как они видят ту или иную профессию, а родители помогают ребятам в этом разобраться. Эти мероприятия открытого характера, посещать их могут все желающие.
Так, в первой четверти мы организовали круглый стол, посвященный профессии юрист. Ребята узнали много нового, узнали, что юрист – это огромный спектр деятельности, куда входит более 10 профессий. В этом помогла разобраться мама одного из ребят. Было очень интересно и познавательно. После этой встречи ребята для себя уяснили, что, прежде всего, нужно хорошо знать обществознание, историю и русский язык. Ребята, которые мечтают получить профессию юриста, теперь знают, какими личностными и профессиональными качествами и школьными знаниями они должны обладать! Теперь ребята ждут с нетерпением следующей встречи.
Рыжкова Е.А., классный руководитель 6Б класса
|